dyag 12

lifary

 

Руские сезоны.

 

Ну, что можно сказать о Дягилеве - только то, что знает энциклопедия – родился в с. Грузино Новгородской губер­нии, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и прошел обучение в консерватории по клас­су пения, брал уроки у итальянского пев­ца-баритона и педагога Антонио Короньи, а также учился по классу композиции у самого Римского-Корсакова. Говорят, что когда Мэтр прослушал Дягилева, сказал, что композитора из него не выйдет. Взбешенный ученик бросил разгневанную фразу прославленному маэстро прямо в лицо: «Вы увидите, кто из нас будет более знаменит!». Много лет спустя в Париже они будут сотрудничать. Создатель первого в России журнал искусства, художественный и театральный деятель, критик, импресарио, организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева» в Париже, новатор, который активно продвигал в Европе русское искусство. Похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле. Все так, но это только выжимка той бурной деятельности талантливого организатора, каким без сомнения он был.

Думается мне, что Дягилев все же понимал правоту выдающегося композитора относительно своего таланта, и это заставило его выбрать именно тот путь, какой он выбрал исходя из логических соображений - путь организатора. Скорее это был расчет, вспомним, что человек имел диплом правоведа, но юристом не стал – не привлекало. Напротив, увлекаясь живописью, театром, историей художественных стилей и разбираясь в искусстве, создает в 1898 году один из первых художественных журналов в России - «Мир искусства», который более пяти лет возглавляет. И сам становится редактором журнала, где систематически печатаются монографические статьи о русских и европейских мастерах.

В 1900 году, отвечая давно назревшей потребности молодых русских  художников к объединению, Дягилев организует творческое содружество «Мир искусства». Это объединение, его выставки и журнал сыграли заметную роль на определенном историческом этапе развития русского искусства.
В 1906 году начинается многолетняя дягилевская эпопея пропаганды русского искусства за рубежом. Показанная в Париже выставка русского изобразительного искусства явилась откровением для Запада, и не подозревавшего о существовании столь высокой художественной культуры.
Чтобы осуществить свои замыслы, Дягилеву требовались огромные средства, которых у него не было. Так, например, устроить выставку русского искусства в Париже в 1906 году ему помогли коллекционеры и меценаты: Иван Абрамович Морозов, Сергей Сергеевич Боткин, фон Мекк, дипломат и искусствовед Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков, который был одним из организаторов «Русских сезонов» в Париже. Они оказали не только материальную помощь, но и выставили картины из собственных коллекций. Для проведения Русских исторических концертов в 1907 году в Париже Дягилеву удалось получить некоторые суммы у представителей русского делового мира — владельцев резиновой мануфактуры, пообещав, включив их имена в состав комитета концертов, возглавляемого великим князем Владимиром.

Страстно интересуясь театром, Дягилев, в 1908 году подготовил и привез в Париж совершенно новую постановку «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского с участием Федорова Шаляпина.

Период 1909 - 1929 годы ознаменован сериями, так называемых Русских сезонов.
Дягилеву удалось познакомить театральный мир Запада с русской музыкальной классикой — произведениями Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. В Русских сезонах в полную силу развернулись дарования Михаила Фокина, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава и Брониславы Нижинских.

Работая не только с соотечественниками, Дягилев, привлекал к участию в оформлении спектаклей «Русских сезонов» Жоржа Брака, Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо.

При непосредственном участии Дягилева русское искусство, столь блистательно представленное им, оказало значительное влияние на культуру Западного мира в целом. Показанная в Париже выставка русского изобразительного искусства явилась откровением для Запада, и не подозревавшего о существовании столь высокой художественной культуры.

Кроме основной деятельности антрепренера, Дягилев коллекционировал редкие русские издания, ему удалось приобрести за рубежом более двух тысяч экземпляров. В его коллекции автографов было одиннадцать писем Пушкина, четыре письма Лермонтова, письма и записная книжка Жуковского, письма Гоголя, Вяземского, автографы Глинки, Дельвига, Державина, Капниста, Карамзина и Тургенева. Вот интересно, где они сейчас находятся? Ведь Дягилев скончался в Венеции от заражения крови, а семьи у него не было.
Вот что пишет автор посмертного очерка о Дягилеве, советский искусствовед В. В. Воинов: «(...) Деятельность Дягилева неразрывно связана с крупнейшими явлениями в русском искусстве, оказавшими, несомненно, огромное влияние на дальнейший его ход (...) Дягилев был беспокойной и кипучей натурой; его стихией была работа организатора, свершителя больших, иногда грандиозных планов, и надо сказать, что это ему удавалось. Широко образованный, тонко разбирающийся в искусстве, Дягилев охватывал все виды искусства — театр, живопись, архитектуру, музыку, балет — все это было ему равно близко и знакомо. Эстет по существу, он, однако, не замыкался в своем эстетизме, а был пропагандистом любимого им дела».

Его нацеленность на будущее очень может и должна быть примером подражания для современных импресарио.

Оксана Жужгова.