IMG_8856.jpg 6 июня, Камерный театр (кстати, новое помещение заслуживает внимания), мы поднимаемся на крышу и стремительно заполняем зал. Мы – это участники встречи с Александром Константиновичем Петровым, русским художником-мультипликатором.
Александр живёт и работает в Ярославле. Но его знают и любят по всей России и зарубежом не только за что он лауреат Государственных премий, заслуженный деятель искусств, член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии, лауреат премии «Оскар», единственный академик-мультипликатор. Александр Петров владеет характерной особенностью творчества мультипликатора - техникой «ожившей живописи». Что же такого уникального? На его мастер-классе я это поняла.

 mk_01.jpg

petr01.jpg

Я не хочу снимать пупсиков, зайчиков и монстриков, я художник-реалист

Я не снимаю для детей. Меня интересует серьезная тематика. Я уже второй раз участвую в Платоновском фестивале и прошлый раз мне даже дали награду.

Собираясь в Воронеж, я нашел пару эскизов к самой ранней работе по произведению Ивана Шмелёва «Моя любовь» (фильм был номинирован на «Оскар» 2008 года, получил гран-при XII открытого фестиваля российской анимации и фестиваля «Послание к Человеку», а также стал лауреатом премии Ника-2007 в номинации «Лучший анимационный фильм». ред). Несколько лет назад мы закончили работу над фильмом «Моя любовь» - это был мой последний большой проект, которому я посвятил почти три с половиной года. Хронометраж фильма «Моя любовь» 26 минут, для него было написано почти 19 тысяч картин на стекле.

Из картин и эскизов к фильму составлена выставка для фестиваля, которая показывает всю «кухню» художника в серии карандашных и пастельных набросков и покадровых планов к фильму. Эскизы сохранились благодаря тому, что в процессе съемки последней на данный момент ленты "Моя любовь" мне пришлось звать на помощь молодых аниматоров, и они осваивали профессию с нуля по этим «пособиям». Часть работ показалась мне интересной.

MultPetrovAlexandr222.jpg

Своим учителем считаю Юрия Норштейна и Фёдор Хитрука, конечно,

«Корова» по рассказу Андрея Платонова - моя выпускная работа, для которой я реконструировал два кадра из нее.И «Корова», и «Моя любовь» собрали награды множества кинофестивалей, были номинированы на «Оскар». Последняя снята с применением цифровых технологий, первая - еще на кинопленку.

Был еще фильм, «Сон смешного человека» по Достоевскому. «Старик и море» был снят в Монреале (Канада), который потребовал 30 месяцев напряженного труда. Все это время я жил в Канаде и рисовал. В 2000 году «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».

Один такой на весь мир

Нет, я не единственный такой, много кто снимает в такой технике. «Пальцевая живопись», это техника, в которой я снимаю свои фильмы. Я рисую пальцами, выдавив краску на белое матовое стекло, иногда использую кисточки. Рабочее поле примерно формата А3 подсвечено специальными лампами. Сначала наносится фон, затем снимается одна фаза движения персонажа, а затем стирается и рисуется следующая. Фон остаётся неподвижным, как декорации в театре. Но если нужно, скажем, как в «Старике и море», передать движение океана, фон тоже приходится рисовать каждый раз заново.   

За день могу нарисовать до 15 картин. Работать на стекле достаточно сложно, это кропотливый, монотонный ручной труд. Один рисунок — это один кадр фильма, а при просмотре все промелькнет за доли секунды. Для одной минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Все мои фильмы можно уместить в полтора часа экранного времени. Но эти полтора часа – моя жизнь.

CnZ9kUbATCA.jpg

Желания должны исполняться

Бывает так – появилось желание сделать что-то интересное, но думаешь, вот сейчас сделаю нужный проект, а к этому вернусь позже, но потом оказывается, что желание прошло. Все должно быть вовремя.

Я б в художники пошел, пусть меня научат

Как я начал учиться рисованию? Я все время рисовал в тетрадках и меня отвели в художественную школу, даже не родители, а друзья родителей. Они посмотрели и сказали: «ой, что-то он не зря это делает, давайте отдадим его в художественную школу – путь учится». Так я попал к моему первому учителю Петру Ивановичу Павлову, правда, меня один раз выгнали оттуда. Я баловался и мой учитель сказал: «марш отсюда, ты не будешь художником» и я ушел, а через день понял, что не могу без рисования и без этого Петра Ивановича. Пришлось просить маму, чтобы она написала жалобную записку (улыбается).

О школе

В 2007 году был набор учеников в мою мастерскую, с 2010 года ведёт официальный курс. Я очень строгий учитель, я не всех беру. Студенты на практике должны учиться. Так мы помогаем друг другу, я работаю над своими проектами, они учатся.

 

Музыка – это важно

Когда рисую, музыка во мне не звучит. Работаю всегда в тишине, мне нужно сосредоточиться, иногда ставлю музыку для настроения. Подбор музыкального материала – это очень важный и долгий процесс, никому его не доверяю, всегда подбираю музыку сам. Конечно, прислушиваюсь к советам, сам я не музыкальный человек, но весь процесс держу на контроле. Мне помогают музыкальный редактор или я работаю с композитором, но это уже когда понимаю к чему дело идет. В рисунках должна быть поэзия.

Делу время, а потехе…

Александр признался, что в свободное от съемок время очень любит рыбачить.

Я смотрела на экран, и я видела, как на экране рождался рисунок. Его оживляла рука мастера, рука человека. У меня возникла ассоциация с сотворением   мира, так, рука Художника создает все живое, наполняя все своим Духом, своей животворящей энергией. Тысяча касаний и весь мир наполняют красками.

  

 

 Оксана Жужгова.

фото Марьяна Кеслер.