Печать
Просмотров: 860

fedoseev rosa mira 17m201717 марта 2017 года в Большом Зале Консерватории состоялась генеральная репетиция БСО им.Чайковского абонементного концерта "Петербург и Вена" п/у главного дирижёра Владимира Федосеева. А вечером состоялась московская премьера композитора Александра Сойникова (род.1947) "Роза Мира" по мотивам произведения писателя Д.Андреева. Во втором отделении исполнялись "Военные письма" композитора Валерия Гаврилина. На репетиции присутствовал худ.руководитель Студии В.В.Жужгов. Это было интересно для творческих концертно-сценических задач, связанных с симфоническим оркестром, а также как звучит оркестр БСО с хором в условиях акустики Большого концертного зала Консерватори. Было весьма интересно познакомиться и с тем, как решает художественные задачи Маэстро Федосеев в работе над авторским замыслом. Репетиция проходила в открытом формате. Присутствовала в основном молодёжно-детская аудитория: учащиеся  ДШИ, музыкальных училищ. А также приглашённые музыканты, коллега композитора Сойникова - органист и дирижер из Германии Лео Кремер, журналисты. После первого отделения репетиции слушатели в зале задали свои вопросы композитору.

Во втором отделении состоялся генеральный прогон "Военных писем" Валерия Гаврилина (1939-1999). Теперь с публикой общался Маэстро Федосеев. Он рассказал о трудном военном детстве, о духовной идее, которой он руководствовался в исполнении Розы Мира, о единении людей на основе любви, о национальном и интернациональном в творчестве Художника.

Fedoseev

Вопрос из зала: "...как сложилось так, что Вы решились соединить в одну программу Сойникова и Гаврилина?

Владимир Федосеев: Она связана с великими чувствами Православия. ...Сейчас в мире идёт большой разговор о соединении двух славянских культур: Православия и культуры западной. Это сочинение (Роза Мира - от ред.) попытка музыкой увидеть это объединение двух мировых культур, чтобы соединить людей. Сейчас стали ссориться друг с другом нации. Поэтому идея этого произведения в соединение людей в единый поток людско, мировой. Одна из таких идей "Роза Мира" Даниила Андреева. Соединить в одну Розу всех людей, чтобы они не дрались, не ругались. Вот такая идея. У Валерия Гаврилина любовь к народу, к русскому народу, в данном случае, да и к другим народам. Если любишь свой народ, ты всегда полюбишь и другой народ. Чтобы быть интернациональным, надо быть сначала национальным. Поэтому эта идея выросла и в музыке замечательного композитора Сойникова, который страдал много в жизни, даже уходил из мира, потом вернулся и попытался соединить в этом сочинении две христианские религии. Вот такова идея. Я думаю, что она послужит на пользу всем.  А Гаврилин - это наш великий композитор, продолжатель Свиридова.... Эта музыка вызывает слезу. Сколько воспоминаний...  Конечно, молодые - они не знают этой войны. Может быть через родителей они уззнают об этом. Не дай Бог, чтобы это случилось ещй раз."

 

После репетиции состоялось знакомство худ.руководителя Студии Валерия Жужгова с композитором Александром Сойниковым. А также спонтанно получилось познакомиться и кратко пообщаться с Маэстро Федосеевым. Владимир Иванович узнал о программе "Достояние русской культуры", её целях и предварительно дал согласие встретиться в формате "Творческие встречи" в ближайшее время. "Творческие встречи" - исследовательско-просветительский проект, являющейся частью программы "Достояние русской культуры".

На следующий день после премьеры, состоялась первая запланированная встреча с А.Сойниковым. Для аудитории сайта мы публикуем фрагмент из встречи.

 

В.Ж. И вот мы подходим к премьерам в Санкт-Петербурге и нынешней в Москве. Расскажите сначала о санкт-петербургской.

 

А.С. Да, это тоже удивительным образом я познакомился с Беглецовым Володей - замечательный музыкант и дирижер, пианист - очень талантливый. Вашего примерно возраста, то есть одно поколение. Он услышал мою музыку, был в капелле на концерте. Я когда вернулся после Святой Земли в 2009 году я понял что надо возвращаться, а не писал с 1996 до 2009 года - 15 лет. Премьера была в Смольном Соборе, что удивительно, это тоже Божий промысел. Смольный Собор, это не концертный зал, не Филармония. Место сакральное. И у меня там есть часть, второе пришествие Христа перед четырьмя русскими хорами и у меня там написано – Звон тысячи колоколов на приход Христа - на весь мир звон колоколов, и вот он включил звонницу Собора целиком и она там гремела на весь Питер...

...

В.Ж. У меня параллель прошла от Данте к Вашему произведению по Даниилу Андрееву и сразу возник образ мистериального концертно-постановочного действия. Вы об этом думали?

 

А.С. Понимаете, моя особенность, как композитора - все, что я слышу - я вижу. Все что я сочинял, в крупном плане, я всегда представлял в движении, в цвете, свете, вот во всех этих современных стилистических жанрах, и я для себя даже немножко философствую - объяснял это тем, что 20-й век, когда заканчивался миллениум и вот все что было создано человечеством, по крайней мере, за последнее тысячелетие оно здесь собралось, оно вот идет-идет и вот здесь остановилось, столкнулось и смешалось. И поэтому все, что раньше было стилем, направлением, которое могло существовать столетия, оно может быть здесь как элемент краски, как один тюбик... Я старался применять это в музыке, синтезировал различные жанры и направления в одном произведении. И для меня всегда это было мистерия - всегда, а каждое мое произведение – это мистерия, то есть мистерия это как-бы всё, весь мир, синтетика всего. Но, я не мог сделать это в советское время. Сначала бедный студент, а сейчас еще сложнее.

...

В.Ж. Как Вы видите движение современной русской музыкальной культуры в России и в мире?

 

А.С. Если говорить о русской традиции, мне кажется сейчас идет некое возвращение к истокам и это имеется в виду, во-первых, мелодия и, во-вторых, настоящая музыка, идущая от сердца. Ведь русская православная музыка она, чем отличается, скажем, от той же католической, хотя там тоже есть потрясающие примеры? - она для меня, понимаете, даже не могу найти слов, это для меня вообще вершина. Вершина музыки, это русская православная традиция, русские акапелльные хоры. ( по материалам встречи с А.Л.Сойниковым будет опубликована отдельная статья )

 

soynikov zhuzhgov2017

На следующий день после московской премьеры "Розы Мира" на творческой встрече с композитором Александром Сойниковым. 18.03.2017. Москва.