Предыстория программы "Достояние Русской Культуры"

 

Преамбула.

Истоки программы, которая изначально возникла как проект создания биографической галереи портретов наиболее выдающихся деятелей русского искусства и культуры. Это были годы наиболее драматичные в новейшей истории русского народа, когда всё русское (традиции, искусство, культура) безжалостно и оголтело задавливалось всеми доступными и скрытыми средствами. И первую роль в этом играла выдвинувшаяся в постперестроечные годы большая часть "творческой интеллигенции". За хорошо оплачиваемое содержание нуворишей она поклонилась "золотому тельцу западной цивилизации" и стала авангардом и проводником в массовое сознание либеральных западных ценностей арт-модерна под прикрытием фасадов "новое русское исусство" и "современное искусство". Началась тотальная сдача русской национальной и духовно-нравственной традиции Великой русской Культуры, которая и привела к сегодняшнему духовно-нравственному состоянию русского народа России. К сожалению, даже здоровая и наиболее совестливая часть русской интеллигенции оказалось не готова к такому повороту событий.

 

Не сразу пришло осознание и у нас, обычных выпускников творческих вузов, вынужденных погрузиться в суету трудовых будней по заработку хлеба насущного в условиях тотального государственного кризиса (1991-1999). В этих условиях перед всеми, особенно перед нашим поколением, стоял выбор: выжить ценой сдачи своей русской культурной традиции или пойти на неимоверные лишения, но не поступиться совестью, творческими и духовными принципами творчества. Не всем это удалось. Многие, кто не смог преступить совесть и честь, у кого не хватило сил бороться - безвременно ушли из жизни. Каток либерально-демократической цивилизации, в первую очередь, ломал и коверкал судьбы лучших представителей всех поколений в неравной борьбе за сохранение душ и сердец, передачи русской национальной традиции созревающему поколению молодежи. А тенденция усиливалась. Она упорно двигалась в сторону не только выхолащивания из общественного сознания русского народа безценности наследия русской культуры, но и самой основы существования русской культуры: русского языка, русской литературы, русской истории в образовательной системе государства. Встал важнейший и насущный вопрос преемственности Великой Русской Культуры у появившихся после 90-х годов новых поколений молодёжи. 

 

И первыми забили тревогу русские патриоты: ученые гуманитарии, искусствоведы, общественные деятели. Их ручеёк публикаций в малотиражных изданиях, в телевизионных СМИ, появившихся интернет изданий, порой сделанных кустарно - постепенно доходил до той части народа, которая воспитывалась на классических традициях великой русской литературы советского периода образования. А духовные силы, заложенные в художественных образах и идеалах произведениях русской классики, стали ростками вечнозеленой жизни пробивать толщу безжизненного слоя асфальта псевдоискусства и псевдокультуры, тотально оккупировавших пространство культуры новой России. Своё пастырское слово в защиту традиционных ценностей русской культуры возвысила русская православня церковь.

 

 

В эти трагичные 90-е годы и наше поколение, родившееся в 60-х годах XX века, пережившее предательский удар идеологической лжи, безработицы, семейных и творческих трагедий, наконец, стало приходить в себя после похмелья пьянящего и отравляющего душу зелья западных капиталистических ценностей. В начале третьего тысячелетия многие из нас стали открывать для себя очевидные, простые, и, как оказалось, спасительные истины православного христианства - нетленный источник евангельского Духа. Посеянные семена русскими подвижниками, «собирающих камни» разрушенной, но не убитой церкви Христа, начали давать первые благодатные всходы и плоды.

 

 

К 2005 году Студия, пройдя чреду испытаний и потерь, оформилась как творческая группа единомышленников, объединенных христианской православной духовностью и духовным наследием Великой Славянской и Русской Культуры. Именно православная духовность и наполняемая ею культура на протяжении столетий скрепляла в едином синтезе церковное искусство, стихийное творчество русского народа и лучших представителей творческой интеллигенции. Особенно тех, чьё творчество стало классическими образцами в истории национального и мирового искусства. Изучение культурного наследия славянского мира и русского народа на фундаменте святоотеческой традиции вселенской и русской поместной православной церкви - явилось тем духовным источником и решающим фактором, который буквально преобразил первоначальные смыслы и цели нашей творческой деятельности.

 

 

Завершающим аргументом, мощным толчком для решимости сохранять и отстаивать духовно-нравственные и высокие эстетические принципы русской национальной традиции стала премьера Поэмы (тогда ещё концертного проекта) "Русская Рапсодия". В музыкальной драматургии поэмы художественными средствами отображены неисчерпаемые силы духа русского народа, «генетически» заложенные в его музыкальной и танцевальной традиции, в его устном и письменном языке, в его способности вселенски любить и сострадать, что составляет в целом Великую русскую Культуру. Началось преображение творчества. Смыслы и цели высветились, засверкали всеми цветами радуги на чистом небе после прошедшей грозовой бури. И первой нашей задачей 2007 года стала реализация программы культурно-просветительской деятельности, которая в получила своё название "Достояние русской Культуры".

Rozhd 2018 logo1

Вот уже традиционно, в конце января, РТО«Студия Арт Проект» участвует в Рождественских Образовательных Чтениях. В 2018 году они прошли под темой «Нравственные ценности и будущее человечества».

Для нашего объединения вопросы духовности и нравственности творческой деятельности артистов-художников, деятелей искусства и культуры являются основополагающими. В этот раз члены и союзники Студии приняли участие в расширенном составе, в соответствии с творческими интересами и задачами, стоящими перед объединением в 2018-2019 году.

В работе этих Чтений особенный акцент был сделан на расширение региональных партнерских связей с целью развития  культурно-просветительской программы "Достояние русской культуры" и проекта "Русская Рапсодия".  Представители Санкт-Петербурга, Калининграда, Рязани и Новосибирска - проявили интерес к совместной работе по проектам Студии.

octyabr zhuravlyov1993–2017. 24 года эмоциональный отклик композитора Михаила Журавлёва на историческую трагедию ждал своего часа. Пройдя горнило душевной боли и зреющего в глубинах сердца осмысления событий он, наконец, обрёл своё воплощение в этой исповедальной симфонии. Она посвящена трагическим событиям конца XX – кровавому и антиконституционному свержению законной народной власти в октябре 1993 года, по иронии истории расстрелянной танками в Парламентском Доме «всенародно избранным президентом» Ельциным и стоящей за ним мировой финансово-политической закулисы.

7 ноября 2017 года в рамках программы участия в фестивале «Петербургская осень» композитор Валерий Жужгов побывал на уникальной концертной программе фестиваля «Революция и контрреволюция», где состоялась премьера симфонии «Октябрьская. 1993 год» композитора и художественного руководителя фестиваля Михаила Журавлева. Предлагаем нашей читательской аудитории встречу-интервью с этой неординарной творческой личностью, подготовленную руководителем РТО"Студия Арт Проект". Некоторые исторические и нравственные оценки могут показаться спорными и даже чрезмерными. Но его искренние убеждения, кредо, эстетическая и нравственная позиция и как музыканта-художника, и как гражданина-патриота достойна уважения. Несомненно одно, перед нами Личность и культурный феномен Санкт-Петербурга, занимающей по праву своё уникальное место в российской культуре.

Подкатегории